News.ua


Вокруг света за победой: особенности логистических процессов в Формуле-1

Апрель 07
11:33 2017

Одним из самых дорогостоящих процессов в Формуле-1 является логистика – сложнейшая система, с помощью которой команды перевозят к месту проведения гран-при все оборудование и автомобили. Во времена, когда гонки на Большой Приз только становились популярными, каждой командой по отдельности и всей большой семьей Формулы-1 разом велось планирование только лишь наиболее дешевых путей доставки автомобилей и оборудования к месту гонки, из-за чего иногда возникали неприятные истории. В наше время, когда за один сезон проводится 20 и более заездов на разных континентах, стоимость услуг транспортных компаний играет не такую большую роль. На первый план выходит скорость и надежность, от которых зависит, успеет ли команда вовремя прибыть в назначенное место и в установленное время.

Формула-1
Команда Mercedes трудится над погрузкой болида / https://roadstars.mercedes-benz.com

В большинстве случаев каждая конюшня имеет свои логистические наработки, которые не подводят их на протяжении всей гоночной кампании. И, конечно же, у всех команд эти методы достаточно разные, хоть и во многом схожи. Попробуем кратко описать главные нюансы, за которыми стоит успех чемпионских коллективов Формулы-1.

Формула-1
https://www.wired.com

Работа над логистикой начинается сразу же, после выхода официального календаря на грядущий сезон. Каждый год расписание изменяется, и поэтому места и даты проведений гран-при планируются совместно с представителями команд для облегчения перемещения оборудования от трассы к трассе.

Чтобы пилоты и персонал, прибыв на автодром, смогли мгновенно приступить к работе, все необходимое оборудование для моторхоума, боксов и капитанского мостика должно быть доставлены к месту проведения гран-при как минимум за два-три дня до его начала. Само же логистическое планирование на каждую отдельную гонку начинается еще за несколько недель до старта уик-энда, а то и еще раньше, ведь для каждой трассы командам нужны совершенно разные комплектующие болида, которые необходимо вовремя подготовить. Если этап европейский – все без исключения команды пользуются траками.

Формула-1
Такие траки способны перевезти все оборудование команды / https://www.ukhaulier.co.uk

Путь командных грузовиков от базы (или от автодрома, если между гонками нет перерыва) тщательно планируется специалистами по логистике, а укомплектование каждого из них (у некоторых команд количество траков переваливает за 20) скрупулезно контролируется, ведь забыть что-нибудь на базе – значит как минимум понести дополнительные затраты по срочной доставке. Огромные металлические коробки, в которых упаковано все, начиная от командной формы и сувениров для фанатов, заканчивая техническим оборудованием, имеют четко отведенное им место в траке, которое для удобства монтажной бригады очень редко меняется. Ответственность за загрузку траков полностью ложится на команды, что отличается от ситуаций, когда перевозкой оборудования занимается DHL – официальный логистический партнер Формулы-1, который доставляет ценный груз на заокеанские этапы по воздуху. Когда оборудование с базы прибывает в логистический центр DHL (которых всего несколько в Европе) – вся ответственность за целостность и сохранность груза переходит к их специалистам. Для перевозки всего 30-тонного оборудования каждой команды используют пять грузовых самолетов, над загрузкой и сопровождением которых работает особый штаб технического персонала DHL. Они же отвечают и за регулирование юридических и таможенных вопросов внутри каждого отдельного государства.

Формула-1
DHL – официальный логистический партнер Формулы-1 / https://www.wired.com

Но бывают случаи, когда между этапами нет двухнедельного перерыва, и командам приходится изрядно потрудиться, дабы успеть все к сроку. Опять же, если это европейские этапы – то спешки фактически нет, но если же после этапа в Шанхае командам уже через неделю нужно выступать в Бахрейне (между автодромами больше 6000 километров) – работа просто кипит, ведь перед доставкой всего оборудования на новый трек нужно разобрать и упаковать его после завершившейся гонки. Иногда команды начинают демонтировать и собирать все еще до отмашки клетчатого флага в гонке, дабы ускорить процесс. На сборы персоналу любой конюшни нужно от шести до восьми часов. Конечно же, на скорость демонтажа влияет и сам паддок. Огромный по размерам паддок китайского автодрома позволяет командам собрать все оборудование в кратчайшие сроки, дабы в тот же день после завершения гонки доставить его на аэродром, чего нельзя сказать о паддоке в Монако. Влияет на скорость и уровень команд. Так командам с амбициями приходится трудиться немного дольше, чем коллективам со скромным бюджетом, ведь, к примеру, демонтаж моторхоума топ-команд занимает гораздо больше времени, нежели аналогичный демонтаж скромных моторхоумов команд типа Haas.

Формула-1
Скромные апартаменты Haas демонтируются и монтируются гораздо быстрее / http://www.auto-motor-und-sport.de

Эти же моторхоумы часто никогда (кроме летнего перерыва) не возвращаются на базу команды, а сразу отправляются к месту проведения следующей гонки, даже если до ее начала еще несколько недель. Лишь часть груза из того же Шанхая (самая ценная) улетит самолетом, другая часть в 12-метровых контейнерах отправится в Бахрейн морем, ведь авиаперевозки очень дорогие, и даже самым богатым конюшням приходится на них экономить, особенно учитывая уменьшение количества европейских этапов. В зависимости от ситуации груз с запасными комплектующими может отправиться в совсем другую сторону, сразу к месту проведения этапа, до которого у команды есть еще несколько недель, или же в том же Бахрейне команду будет ожидать комплект, прибывший туда, к примеру, после австралийского этапа. Опять же, конюшни сами планируют, что, когда и куда поедет, полетит или поплывет. Так столы, стулья, телевизоры и прочая комфортная утварь будет путешествовать по миру еще за два-три месяца до начала не европейского этапа, а продукты питания и вода могут и вовсе закупаться в стране проведения гонки, что тоже позволяет экономить время и средства.

Формула-1
Моторхоум команды McLaren / http://www.auto-motor-und-sport.de

Что касается людей – то здесь совершенно иная история. Гонщики вольны сами выбирать для себя наиболее комфортное время для прибытия в страну проведения этапа, дабы акклиматизироваться и спокойно подготовится к заезду. Первыми же приезжают на автодром монтажники боксов, дабы успеть возвести сооружения до приезда инженеров и механиков, которые приезжают на этап за несколько дней до старта свободных заездов (чаще всего в среду), чтобы вновь собрать воедино все оборудование, которое совсем недавно ими же было разобрано и отправлено к новому автодрому.

Так продолжается из года в год, от гонки к гонке. С каждым сезоном логистика в Формуле-1 модернизируется, грузы становятся компактней и легче (чего только стоили системы дозаправки болидов, с отменой которых команды значительно экономят на весе оборудования), персонал работает быстрее. Однако важность этого процесса по-прежнему остается на самом высоком уровне, ведь именно от него зависит бесперебойная работа каждой без исключения команды, желающей бороться за победы и титулы.

Формула-1
https://www.wired.com

Запись Вокруг света за победой: особенности логистических процессов в Формуле-1 впервые появилась Автоцентр.ua.

Источник: autocentre.ua

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Останні новини

Гібридна форма спецтрибуналу не влаштує Україну — голова комітету ВР

0 комментариев Читать всю статью

Ми в соцмережах



Наші партнери

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
News.ua