News.ua


Как украинским ритейлерам оптимизировать затраты на перевозку скоропортящихся товаров?

Март 24
21:28 2023

Украинский бизнес, и торговые сети в частности, в условиях полномасштабной войны с россией вынуждены оптимизировать свою деятельность и искать пути снижения издержек. Конечно же, стимулировать продажи и повышать выручку тоже необходимо, но сейчас потенциал этого направления объективно ниже.

Как отмечает основатель сети харьковских супермаркетов «КЛАСС», Александр Лобановский, искать пути для экономии и вносить изменения можно и нужно в разные аспекты работы, начиная, например, от автоматизации учета складских запасов и заканчивая поиском новых способов транспортировки скоропортящихся товаров. Если говорить о последнем процессе, то тут главными «помощниками» ритейлеров традиционно были и остаются автомобили-рефрижераторы. Но даже у них может быть достойная, а что еще более важно для украинских торговых сетей в нынешних реалиях, более доступная альтернатива.

Специфика перевозки скоропортящихся продуктов

Транспортировка продуктов питания, которые имеют короткий срок службы и/или требовательны к температурным условиям перевозки — это действительно очень ответственный и непростой процесс. В Украине он зачастую усложняется достаточно большими расстояниями, который должен преодолевать груз, подчеркивает Александр Лобановский. Плюс поддержание свежести отдельных категорий товаров требует не только правильной температуры, но и других показателей, вроде влажности. В противном случае, например, овощи или фрукты не испортятся, но потеряют товарный вид, а это негативно отразится на объемах продаж, а значит и показателях выручки ритейлера.

Все традиционные требования к перевозке также актуальны. Это и целостность груза, и соблюдение сроков транспортировки (а тут они для скоропортящихся продуктов еще более жесткие), санитарных норм, правил совместной транспортировки и т.д.

К категории скоропортящихся в продуктовом ритейле традиционно относятся следующие товарные категории:

  • фрукты и овощи;
  • рыба, мясо, птица;
  • другие продукты животного происхождения, в том числе яйца, морепродукты, копчености;
  • товары глубокой заморозки, включая различные полуфабрикаты;
  • сыры, масла и прочие жиры;
  • другие продукты переработки, в том числе колбасные изделия, «молочка».

Для непродуктовых ритейлеров нередко дополнительные сложности представляет собой транспортировка чувствительных к температурным условиям хранения медикаментов, косметических препаратов и других товаров.

Более того, по словам Александра Лобановского, к перевозкам отдельных продуктов питания предъявляются и другие более специфичные требования. Вот лишь некоторые из них:

  • при перевозке плодов (фруктов и овощей) рекомендуется пониженная концентрация кислорода в воздухе и темнота, что замедляет их увядание и преждевременное созревание (а значит, и порчу);
  • для мяса предусматриваются различные температурные диапазоны хранения и транспортировки, включая сильную заморозку (от -18 °С и ниже) и охлаждение (диапазон от -0.5 до -1.5 °С). В последнем случае срок хранения продукта составляет не более 15-17 дней;
  • для сыров важно обеспечить высокий уровень влажности, который в идеале должен превышать значение в 80%, а оптимальная температура — находиться в диапазоне от 0 до +12 °С;
  • для яиц при перевозке нужно обеспечить хорошую вентиляцию, иначе они будут застаиваться и могут испортиться быстрее. Высокая влажность также рекомендована — вплоть до 85-90%;
  • для масел животного происхождения допускается транспортировка в различной таре, включая бочки и ящики. Температура не должна быть выше -2 °С.

Зачастую вопрос обеспечения всех этих условий перевозки целиком ложится на плечи ритейлеров или их подрядчиков.

 

Как обычно перевозят скоропортящиеся продукты?

Традиционно для транспортировки таких товаров используется специальный транспорт, а именно автомобили-рефрижераторы. По сути — это грузовой автомобиль, который дополнительно оборудован морозильной установкой, то есть представляет собой большой морозильник на колесах, позволяющий не только доставить определенный груз из пункта А в пункт B, но и поддерживать в процессе транспортировки необходимый температурный режим.

Рефрижераторы применяются для перевозки различных продуктовых товаров и не только (например, медикаментов), в том числе продуктов глубокой заморозки, овощей и фруктов, мяса, птицы и рыбы и т.д. Как правило, логистические затраты при использовании этого оборудования ощутимо выше, чем применение обычного транспорта, но переплата вполне обоснована, ведь даже тонна испорченного груза станет более серьезным ударом по ритейлеру.

Современные рефрижераторы отличаются не только по грузоподъемности (наряду с большими фурами встречаются и полуприцепы до 20 тонн), но и по поддерживаемым температурным режимам. Традиционно выделяют 6 классов, при этом самые передовые машины способны обеспечить температуру перевозки около -20 °С.

Как отмечает Александр Лобановский, в Украине рефрижераторы используются как для международных, так и междугородних перевозок продуктов питания. Если это короткий маршрут, то чаще всего прямо от производителя и до склада ритейлера (или непосредственного покупателя). Для импорта такой способ считается практически безальтернативным, ведь к немаленьким расстояниям в самой Украине порой добавляются сотни или тысячи километров зарубежных дорог.

Для относительно небольший расстояний, в том числе перевозки импортных товаров с морских портов или пограничных терминалов, сегодня могут применяться не только рефрижераторы.

 

Интересная альтернатива — изотермические контейнеры

Снизить затраты на перевозку замороженных и охлажденных продуктов ритейлерам и другим игрокам рынка зачастую позволяет применение изотермических контейнеров. Они хорошо подходят для транспортировки грузов на относительно небольшие расстояния, а точные значения обусловлены конкретным товаром и временем в пути, более того именно от последнего критерия зависит возможность сохранения необходимых температур.

Изотермический контейнер — это тара, которая по сути имеет конструкцию термоса, то есть дает возможность длительное время сохранять исходную температуру содержимого вне зависимости от условий окружающей среды. Подобные контейнеры позволяют перевозки как охлажденные или замороженные грузы (они как раз и востребованы в сфере розничной торговли), так и горячие или теплые продукты. Последний вариант редко интересен ритейлерам, а больше подходит для кейтеринга.

Изотермические контейнеры можно внедрить практически в любую логическую схему и эффективно поддерживать холодовую цепь самых разных видов скоропортящихся продуктов питания. Они подходят для перевозки товаров со складов (распределительных точек) в супермаркеты, перемещения сырья на объекты производителя, других вариантов доставки.

Главная особенность термоконтейнеров, по мнению Александра Лобановского, заключается в их ценовой привлекательности на фоне автомобилей-рефрижераторов. И в условиях, когда украинским ритейлерам нужно снижать свои издержки, такой вариант перевозок становится еще более востребованным и интересным. Закупка изотермических контейнеров (либо же их эксплуатация на условиях аренды) для перевозки скоропортящихся продуктов питания позволяет использовать практически любой доступный грузовой транспорт. В результате обеспечивается сразу несколько статей экономии:

  • на приобретении автопарка. Обычный тентованный грузовик стоит намного дешевле моделей с рефрижераторными установками;
  • на топливных расходах. Работа морозильника в рефрижераторах ощутимо повышает потребление дизеля (или бензина);
  • на обслуживании и ремонте рефрижераторного автопарка.

Перевозки в обычных грузовых авто с термоконтейнерами (на фоне отказа от рефрижераторов) окупают вложения в покупку специальной тары приблизительно за 7-12 месяцев (а иногда и быстрее).

Фактор экономии — не единственный плюс. К другим достоинствам изотермической тары относится:

  • дополнительная защита от повреждений при транспортировке, ведь контейнеры имеют жесткий корпус;
  • универсальность. В одной грузовой машине можно размещать разные термоконтейнеры с продуктами, которые не совместимы друг с другом при применении рефрижераторов. Например, сыр и мясо, требующие разных температурных условий;
  • эффективное использование пространства грузовых авто, так как габариты тары стандартизированы;
  • грамотное комбинирование продуктов в одном транспортном средстве позволяет ускорить обслуживание магазинов и супермаркетов. Как показывает практика, разгружать контейнеры проще и легче, чем традиционные паллеты, обычно на этапе выгрузки не нужно привлекать кладовщика.

Повысить экономическую отдачу термоконтейнеров для ритейлеров позволяет их применение в качестве оборотной тары. В таком случае, как поясняет Александр Лобановский, транспорт, который доставил в супермаркет скоропортящийся груз выгружает эти контейнеры и сразу забирает пустые на склад или сортировочный центр.

Идеализировать такую изотермическую тару тоже не стоит. При форс-мажорах, в виде непредвиденных остановок, поломок транспорта, затяжных пробок, повышается риск порчи ценного груза, что с рефрижераторами зачастую удалось бы избежать. В связи с этим наилучший вариант для украинских ритейлеров — это не полный переход на термоконтейнеры в рамках жесткой оптимизации издержек на транспортировку, а взвешенное комбинирование двух главных способов перевозки скоропортящихся грузов. Такой подход выглядит действительно весьма заманчиво и оправдано.

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Останні новини

Генсек ООН та премʼєр Канади обговорили війну в Україні

0 комментариев Читать всю статью

Ми в соцмережах



Наші партнери

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
News.ua