Конституционный суд против: Как провалился «антибандеровский» закон Польши
112.ua
О существовании в Института национальной памяти весь мир узнал зимой 2018 года. Тогда, 26 января, в рамках изменений закона об этом Институте был принят законопроект о запрете так называемой "бандеровской идеологии".
В четверг, 17 января уже 2019 года, Конституционный суд Польши признал эти правки незаконными. Но за этот год введенный запрет успел наделать много шума. Разбираемся, как это было.
"Бандеровская идеология" вне польского закона
Сам закон "Об Институте национальной памяти – Комиссии по расследованию преступлений против польского народа" приняли еще 18 декабря 1998 года для того, чтобы регулировать деятельность самого Института национальной памяти. Фактически он представляет собой комиссию по расследованию нацистских и коммунистических преступлений против граждан Польши, которые были совершены с 8 ноября 1917 года по 31 июля 1990 года. Основой деятельности является так называемая "теория двух оккупаций" — нацистской и советской.
Внесение правок в закон "Об Институте национальной памяти" инициировала политическая партия Kukiz'15, у руля которой стоит Павел Кукиз. "За" проголосовали 279 депутатов из 414, в том числе и некоторые представители польской оппозиции.
Сами правки тоже имеют отдельную историю. Партия Kukiz'15 предоставила свой законопроект еще в 2016-м, но его заморозили. "Оттаять" он должен был в ноябре 2017-го, был даже внесен в повестку дня, но в последний момент из нее изъят. Официальной информации не поступало, но, по сведениям польских СМИ, сделано это было для того, чтобы не вносить еще большую напряженность в отношения Польши и Украины. Более того, президент Польши Андрей Дуда как раз собирался нанести визит своему коллеге в Киеве.
В чем заключались скандальные правки
Сенат Польши утвердил закон 1 февраля 2018 года. Разрыв в голосовании был более чем убедительный: 57 сенаторов "за", 23 "против", еще двое воздержались.
Законом вводились штрафы и лишение свободы сроком до трех лет за ряд публичных действий:
— запрещалось использование выражения "польские лагеря смерти" при описании концлагерей, существовавших на польской территории;
— запрещались высказывания о том, что Польша является соучастником нацистской Германии в ее преступлениях, в том числе запрещалось любое обвинение Польши в причастии к Холокосту;
— запрещалась пропаганда "бандеровской идеологии". Также под запрет попало отрицание "преступлений украинских националистов".
"Преступлениями украинских националистов и членов украинских организаций, сотрудничающих с Третьим рейхом, являются акты, совершенные украинскими националистами в 1925–1950 гг., с применением насилия, террора или других форм нарушения прав человека в отношении отдельных лиц или групп населения", — обозначали в поправках к закону.
Кроме этого, согласно закону, "преступлениями украинских националистов и членов украинских организаций, сотрудничающих с германским Третьим рейхом, является также участие в уничтожении еврейского населения и геноцид граждан Польской Республики в районах Волыни и Восточной Малопольши".
Украина, Израиль и все-все-все
После того как 7 февраля 2018 года президент Польши Дуда подписал закон, возмущение, и до этого нараставшее в международном сообществе, буквально взорвалось. Авторы законопроекта, премьер-министр и президент Польши по очереди пытались что-то донести и как-то оправдаться, но это не спасало.
Резкая реакция последовала от Израиля. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху призвал Польшу изменить формулировки закона, обвинив польские власти в попытке переписать историю.
"Мы нетерпимы к искажению истины, переписыванию истории или отрицанию Холокоста", — подчеркнул он.
Оппозиционеры Израиля, в свою очередь, потребовали выслать посла Польши из Израиля.
США выдвинули Польше ультиматум и заморозили все встречи на высшем уровне до разрешения спора. Рекс Тиллерсон, который на тот момент занимал пост государственного секретаря США, заявил, что введение этого закона негативно повлияет на свободу слова и научные исследования. Также в Штатах подчеркнули, что крайне разочарованы подписанием этого закона.
Не получил одобрения закон и со стороны Евросоюза. Глава Европарламента поляк Дональд Туск указал, что документ вредит интересам и имиджу Польши.
В ОБСЕ, в свою очередь, выразили обеспокоенность польским законом. Также в организации считают, что закон является "непропорциональным ограничением свободы выражения взглядов".
Разумеется, в Украине отмалчиваться не стали. В негативном ключе высказывались и президент Порошенко, и глава МИД Климкин, и вице-премьер министр Розенко.
В частности, Порошенко заявил, что запрет "пропаганды бандеризма" — необъективный и категорически неприемлемый. По мнению президента Украины, ни одно политическое решение не может изменить историческую правду.
"Принятый закон не соответствует принципам стратегического партнерства между Украиной и Польшей", — подчеркнул украинский лидер.
Позиция Польши
После принятия закона и последовавшей критики Польша заняла оборонительную позицию. Изначально в защиту выступили в МИД Польши, назвав разразившийся скандал "успехом польской дипломатии".
Но стойкости надолго не хватило, и председатель постоянного комитета Совета министров Польши Яцек Сасин заявил о готовности обсудить закон с Израилем и США.
После этого в ход пошли разъяснения. По словам председателя Совета министров Польши Матеуша Моравецкого, изменения в закон об Институте нацпамяти нужны были для того, чтобы противодействовать лжи относительно приписывания преступлений против евреев невиновным людям.
Давление на Польшу усиливалось, и 27 июня 1018 года сейм Польши принял изменения к обновленному закону. Депутаты отменили статью, которая предусматривала уголовную ответственность за присвоение полякам преступлений нацистов. Однако термин "украинские националисты" так и остался в законе.
Конституционный суд Польши рассматривал правки, принятые 26 января, почти год и вынес свой вердикт 17 января 2019 года.
"Конституционный трибунал постановил сегодня, что положения поправки к закону об Институте национальной памяти в части, касающейся преступлений украинских националистов, являются неконституционными", — говорится в сообщении.
Обосновывая свое решение, суд отметил, что в законе нет уточнения по поводу того, как понимать термин "украинские националисты".
Кроме этого, суд признал неконституционным и термин "Восточная Малопольша", как являющийся неточным. В межвоенный период истории Польши так назывались территории нынешних Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей Украины и Подкарпатского воеводства Польши.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий