Развитие торговых сетей во время войны: проблемы и решения
2022 год для украинского ритейла и бизнеса в целом называли годом потрясений и адаптаций. Тогда же началось постепенное восстановление работы, утраченных из-за войны магазинов и торговых точек. Прошедший 2023-й несмотря на многочисленные вызовы и сложности отдельные эксперты и экономисты называют годом развития. В условиях полномасштабного вторжения ритейлерам приходится преодолевать разные проблемы, включая логистические трудности и кадровый дефицит, не говоря уже про падение покупательской способности на фоне инфляции.
Подробнее о том, с какими проблемами сталкивались торговые сети в 2023 году и как их решали, мы и поговорим. Причем опираясь на информацию из первых уст — от представителей успешного харьковского ритейлера «КЛАСС» и не только.
Новые логистические сложности
В 2022 году многие торговые сети были вынуждены выстраивать транспортные цепочки заново, искать новых поставщиков и маршруты доставки. Казалось бы, к 2023-му эта проблема была разрешена. Но затем появились новые трудности из-за блокировок на украино-польской границе.
Допустим автозаправочный бизнес имел серьезные логистические трудности только в начале полномасштабной войны, когда на какое-то время был вынужден перейти от железнодорожного транспорта на автоцистерны. Сейчас же топливо доставляется автомобилями только так называемую «последнюю милю», а границу оно пересекает железной дорогой. Хотя ранее иногда имелся соблазн воспользоваться автомобильным транспортом, ведь его расценки были в перерасчете на одну тонну груза на 15 долларов дешевле, чем ЖД. Когда начались блокировки границы, то стоимость автологистики выросла практически в 3 раза (с 60 до 180 у.е.). В таких условиях у железнодорожных цистерн альтернативы не осталось.
У большинства других ритейлеров, в том числе у продуктовых, ситуация сильно отличается. Если торговая сеть импортирует товар из стран Евросоюза, то она столкнулась с серьезными логистическими сложностями из-за блокировки границы. Понятное дело, что объемы поставок у всех разные, но у солидных локальных игроков речь идет о десятках (а порой и сотнях) контейнеров продукции на границе. У национальных ритейлеров цифры на порядок больше. Как отмечают в сети супермаркетов «КЛАСС», в среднем фура на украинско-польской границе в период блокировок находилась от 1 до 3 недель. Для ускорения логистики нужно как минимум отслеживать работу на пропускных пунктах и координировать перевозчиков, своевременно направляя их то на одно, то на другое КПП. Но аналогичным образом действуют все, поэтому вообще без простоев не обойтись.
Блокировка границы — это проблема не только для попадания товаров из ЕС на полки наших магазинов. Ритейлеры работают с многочисленными украинскими производителями, которые зависят от поставок импортного сырья. Страдают эти компании, могут возникать задержки с выполнением обязательств перед торговыми сетями. И это своеобразный снежный ком, который влечет за собой рост издержек и увеличение потерь (недополученную прибыль). Допустим, если какие-то новогодние наборы оказались на полках супермаркета уже после праздников, то их придется списывать (или же, если это товары с большим сроком годности — отложить на целый год, заморозив средства).
Другой портрет покупателя
Структура спроса у ритейлеров в 2023 году имела все те же черты, что характерны и для довоенного времени. Условно говоря, в аптеках осенью и зимой традиционно больше берут лекарства от гриппа и простуды, а весной и летом — от аллергий. Аналогично сезонные колебания характерны и для продовольственных ритейлеров. Но, как отмечают в сети «КЛАСС», после начала большой войны ядро покупателей изменилось, и прежде всего это обусловлено выездом за рубеж большого количества женщин с детьми.
Допустим, в аптечном бизнесе из-за перемен в портрете покупателя конкуренция сместилась в стоимостную плоскость. Так, мамам с детьми обычно нужно было лекарство здесь и сейчас, тогда как одинокие женщины, мужчины и пожилые люди чаще сравнивают цены и выбирают то место, где дешевле. Для этих целей, кстати, активно используется интернет и агрегаторы. Предполагается, что в такой конкурентной борьбе победу получат те, кто имеет больший запас прочности в работе с ценовой политикой.
Если говорить о продуктовых торговых сетях, то ситуация с изменением ядра целевой аудитории тут не очень критична. Только в начале полномасштабного вторжения был явный перекос в сторону готовой еды и товаров быстрого приготовления. Сейчас покупательская корзина более или менее сбалансирована.
А кто пострадал от миграции больше всего — это, конечно же, продавцы детских товаров и игрушек. В первой половине 2022 года продажи упали в 2 раза. Затем был период восстановления, но все же далекий до показателей 2021-го. Правда, как отмечают аналитики, в конце 2023 года был настоящий бум на игрушки в связи с переносом праздников и желанием украинских родителей порадовать детей «несмотря на все происходящее вокруг».
Кадровый голод и все, что с ним связано
Ситуация на рынке труда в Украине в целом, и в ритейле в частности остается достаточно сложной. Во-первых, несколько миллионов человек трудоспособного возраста выехали из страны. Во-вторых, сотни тысяч мужчин мобилизованы, а многие другие охотнее соглашаются на неофициальную работу, чтобы не становиться на воинский учет. Вопрос бронирования работников продуктового ритейла, как представителей стратегически важной отрасли, все еще остается открытым.
Участники рынка соглашаются, что кадровый дефицит ощущается достаточно серьезно. И даже за счет предложения более высоких окладов для сотрудников ситуация не всегда разрешается. Зачастую крупные ритейлеры вынуждены брать на линейные должности (кассир, продавец, грузчик и т.д.) практически всех желающих, а уже затем оценивать компетенции, дополнительно обучать, развивать и т.д.
Как отмечают представители сети «КЛАСС», в Харькове в 2023 году ситуация с кадрами ощутимо лучше, чем в 2022-м. Многие горожане вернулись, также есть приток переселенцев из области, которые охотно идут работать на линейные позиции. Но все же фактор мобилизации влияет на традиционно мужские должности — грузчиков, охранников и т.д. Да, и Харьков как прифронтовой город — это скорее исключение из правил, а по стране в целом кадровый вопрос усложнился.
У многих торговых сетей увеличились сроки закрытия вакансий. До большой войны они редко превышали 2-3 недели, а сегодня могут достигать и 60 дней. Особенно часто с подобным сталкиваются фармацевтические компании, ведь им требуются квалифицированные специалисты с соответствующим образованием, а многие из них в 2022 году покинули страну. Еще сложнее обстоят дела с поиском подрядчиков на строительные работы (например, для ремонта новых или реконструкции уже функционирующих магазинов и супермаркетов). Тут у некоторых ритейлеров есть кейсы, когда бригады прямо с рабочего объекта были вынуждены отправляться в Территориальные центры комплектования.
В целом, как отмечают представители рынка, кадровые проблемы можно решать за счет повышения эффективности работы отделов HR-менеджмента. Хорошие результаты способны обеспечить программы обучения или развития персонала. Но тут еще роль играет позиция руководства. Ведь один топ-менеджер поставит подобную программу на паузу для снижения издержек, а более дальновидный управленец — наоборот будет продвигать, чтобы удовлетворить кадровые потребности и быстрее закрывая вакансии.
В целом, несмотря на голод с кадрами и другие сложности большинство крупных украинских ритейлеров не сокращали штат сотрудников за почти 2 года большой войны. Это значит, что потребность в специалистах обусловлена именно тенденцией к дальнейшему росту и развитию бизнеса.
Как развиваться во время войны — принимать грамотные стратегические решения и заниматься цифровизацией
Несмотря на описанные вызовы, украинский ритейл не просто работает и топчется на месте, а развивается. Помогает в этом не только безупречная стрессоустойчивость, выработанная за время большой войны у миллионов украинцев. Торговые сети не просто решают текущие сложности и проблемы, но и думают о стратегических перспективах. Как отмечают представители «КЛАСС», если планирование ведется с учетом сути, миссии и ключевых ценностей бизнеса, то справиться с серьезными вызовами становится намного проще. К тому же стратегически важно выстроить правильные коммуникации внутри компании: в идеале персонал должен разделять миссию и ценности ритейлера, а если такая гармония будет, то снизится текучесть кадров, новые сотрудники охотнее вольются в команду и т.д.
Еще один секрет успеха украинского ритейла в военное время — это внедрение современных технологий, в том числе цифровизация, автоматизация и т.д. Допустим, ответом на кадровый голод однозначно в ближайшее время станет еще более активное развитие самообслуживания. В супермаркетах и магазинах это будет не только так называемые «самокассы», но и другие автоматизированные системы. Можно ожидать, что именно в 2024 году торговые сети будут внедрять технологии обслуживания с алгоритмами искусственного интеллекта (ИИ). Они помогут оптимизировать бизнес-процессы и снижать расходы ритейлера.
Диджитализация с автоматизацией подходит для разных категорий ритейла — продуктовых супермаркетов, аптек и даже автозаправочных станций. Кроме того цифровые сервисы внутри компании упрощают адаптацию новых кадров, повышают их эффективность и т.д. Но следует понимать, что в офлайн-торговле вообще без людей не обойтись. Существует достаточно большая категория покупателей, которые хотят взаимодействовать с человеком, поэтому автоматизация должна быть разумной и обдуманной, то есть бизнесу надо учитывать интересы каждой категории клиентов.
Большинство игроков рынка, в том числе и представители сети супермаркетов «КЛАСС» соглашаются, что автоматизация и диджитализация нужна для ритейла, но новые технологии не заменят людей. Не стоит забывать, что шопинг — не только удовлетворение каких-то базовых потребностей в еде, одежде и т.д. Это еще и эмоции, а роботы и ИИ в плане эмоционального интеллекта, конечно же, сильно уступают человеку. В данном смысле внедрение технологий, без сомнений, будет продолжаться активными темпами, но их, в том числе следует направлять на внутренние бизнес-процессы, чтобы снижать затраты и увеличивать общую эффективность. Цифровизация в ритейле также нужна для сотрудников, которые смогут с экрана смартфона контролировать остатки на полках и складе, получать уведомления о том, что на кассе скопились очереди, в пару кликов информировать клиентов о наличии размеров той или иной одежды (обуви) и т.д.
Посмотрим, что из этого будет реализовано уже в 2024 году.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий