«Большое строительство» без нарушений закона: ведомство Фильчакова добилось отмены тендера на сумму в 204 млн. грн
Одним из главных драйверов украинской экономики в период коронакризиса, по задумке президента и Кабинета министров, должен стать амбициозный проект «Большое строительство». Это крупномасштабная программа модернизации инфраструктуры, которая предполагает капитальные ремонты и возведение с нуля учреждений образования и медицины, спортивных объектов и, конечно же, дорог.
Так, в рамках этого проекта и одобренной «Укравтодором» на 2020 год Дорожной стратегии запланировано строительство и ремонт по меньшей мере 4 тысяч километров дорог государственного и местного значения. Основная цель обновления дорожной инфраструктуры сводится к тому, чтобы через несколько лет из Харькова до западных границ Украины можно было бы легко добраться на машине за 10 часов.
При этом вместо ставки на ямочный ремонт, который давал эффект лишь в краткосрочной перспективе, теперь в приоритете именно капитальные работы или даже строительство с нуля. Подобный подход не нов, ведь его пытались использовать последние 2-3 года. Причем поскольку речь идет о больших деньгах, выделяемых из бюджета (свыше 30 млрд. гривен в этом году), то перед началом любого такого ремонта должен проводится открытый, прозрачный, конкурентный тендер. В его ходе и определяется подрядчик, выполняющий работы на том или ином дорожном участке
Но, как показывает практика, не все так гладко и безупречно, как хотелось бы. И у «Большого строительства», и у других крупных дорожных проектов, которые были инициированы ранее, время от времени появляются подводные камни. Как минимум, по одному из таковых, Харьковской областной прокуратуре удалось через суд добиться справедливости. Комментарии по этому делу дал главный прокурор области, Александр Фильчаков.
Первый договор через прозрачный тендер, а второй — по «договоренности сторон»
В середине августа стало известно, что Хозяйственный суд Харьковской области принял сторону областной прокуратуры и удовлетворил ее иск о признании тендера на сумму 204 миллиона гривен незаконным, отменив его. Именно на эту сумму региональная Служба автодорог заключила договор с подрядчиком на выполнение ремонта дорог общего пользователя, минуя тендерные процедуры.
По словам главного прокурора Харьковской области, Александра Фильчакова, возникшая ситуация начала развиваться еще в конце весны 2019 года. Так, именно тогда Служба автомобильных дорог провела публичные торги и по их результатам заключила договор с субъектом хозяйствования на проведение ремонта автодорог общего пользования на общую сумму в 1.5 млрд. гривен. Тот тендер был проведен в соответствии со всеми установленными правилами, то есть к нему претензий представители правоохранительных органов не имеют.
Но затем уже в процессе выполнения этого договора, тендерный комитет Харьковской Службы автодорог решил, что требуется дополнительная закупка услуг по дорожному ремонту. И тогда, вместо того, чтобы организовать еще один открытый тендер, были инициированы переговоры и заключен договор с той же фирмой, что выиграла первые торги. Сумма нового соглашения составила 204 миллиона гривен.
Александр Фильчаков и его коллеги в Прокуратуре Харьковской области уверены, что распорядитель денежных средств, то есть Служба автодорог Харьковской области, не имел оснований использовать процедуру переговоров в этой ситуации, тем самым по факту он избежал проведения новых открытых торгов, которые должны были состоятся в этой ситуации.
По результатам досудебного расследования и изучения всех обстоятельств сложившейся ситуации, прокуратура подготовила иск о нарушении в действиях тендерного комитета и направила его в суд. Судебная инстанция удовлетворила исковое обращение, то есть признала договор на сумму 204 млн. гривен незаконным и отменила его. В силу это решение суда вступит после того, как истекут регламентируемые сроки подачи апелляции.
В то же время, как отметил Фильчаков, следственные действия по факту нарушений продолжаются. Должностные лица Службы автомобильных дорог, заключившие этот самый договор, подозреваются в злоупотреблении своим служебным положением.
Это не первый «проблемный» тендер в Харьковской области
Факты нарушения тендерных процедур в нашем регионе, к сожалению, не единичны. Схожие проблемы возникают не только в рамках проекта «Большое строительство», но и в других сферах, где «на кону» очень серьезные деньги. Некоторые расследования продолжаются уже не первый год и далеко не по всем из них удается довести дело до логичного конца — исков в суд.
Но есть и позитивные примеры, где прокуратура, как минимум, доводит дела с проблемными аукционами до судебной инстанции, что повышает шансы на то, что бюджетные деньги вернуться государству. Так, допустим, во второй половине августа стало известно, что местная прокуратура Дергачей обратилась в хозяйственный суд с иском о признании незаконными торгов, в ходе которых предоставлялось разрешение на использование недр и подписывался соответствующий договор, оцениваемый в сумму свыше 8 млрд. гривен.
Так, еще в 2016 году Государственная служба геологии и недр провела аукцион по продаже спецразрешения на использование недр. По приблизительным оценкам, выделяемый земельный участок размером 2.5 тысячи гектар имеет большие запасы газа (свыше 1.5 миллиарда кубометров) и солидные залежи нефти (более 320 тысяч тонн). По результатам аукциона победившей компании было выдано необходимое разрешение и с ней подписано соглашение про условия использования недр.
Но впоследствии Антимонопольный комитет признал действия предприятий, участвовавших в этих торгах, антиконкурентными. Предполагается, что участники заранее сговорились, чтобы исказить результаты аукциона. Компания-победитель с этим решением Антимонопольного комитета не согласилась и оспорила его через суд. Затем суд отклонил эту жалобу, что и стало основанием для того, чтобы Дергачевская местная прокуратура направила свой иск о признании аукциона незаконным и отмены подписанного договора.
Как отмечает Александр Фильчаков, если суд удовлетворит исковое обращение прокуратуры, то недра с указанными природными ресурсами вернуться государству. После этого могут состояться новые торги по предоставлению специального разрешения на использование.
В качестве выводов
Необходимость соблюдения всех тендерных правил и выявления любых нарушений крайне важна для нашей страны. Без этого рассчитывать на прозрачные государственные закупки и целевое расходование средств бюджета крайне проблематично. Поэтому и «Большое строительство», и любые другие государственные программы не смогут быть на 100% успешными, если не привлекать общественное внимание к любым проблемным тендерам, и не обеспечить эффективных действий правоохранительных органов, расследующих подобные нарушения.
Еще никто не комментировал данный материал.
Написать комментарий