News.ua


Как справиться с тревожностью из-за учебы: 3 ситуации

Декабрь 19
20:21 2023


Чувство тревожности в процессе обучения может возникать и у детей, и у взрослых. Особенно часто с ним сталкиваются студенты в связи с экзаменами, проектными работами и другими видами аттестации.
Давайте разберемся, откуда берется это чувство и что поможет с ним справиться.

ПОЧЕМУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ВОЗНИКАЕТ ТРЕВОЖНОСТЬ

Тревожность и стресс — это естественные спутники обучения. Человек может беспокоиться из-за того, что процесс погружения в новую сферу, новый материал окажется сложным — это тревога от неизвестности. Или из-за того, что он будет выглядеть глупо, потому что чего-то не знает, а это бьет по самооценке. 

Кроме того, часто люди приходят к обучению, потому что у них есть необходимость. Один меняет профессию, другой повышает квалификацию ради продвижения по карьере. Появляется фактор давления: нужно научиться новому, чтобы уйти с прежней работы и получить другую. Нужно стать лучше как специалист, чтобы получить повышение. И здесь может возникать тревожность из-за вероятности провала.

Еще один момент — уровень нагрузки и общего умственного стресса. Для переквалификации люди часто прибегают к интенсивному обучению, где на ограниченный промежуток времени нужно полностью погрузиться в изучение нового материала.

Такой опыт становится выходом из зоны комфорта, сменой привычного жизненного ритма и столкновением со сложными задачами, которые могут не даваться с первого раза

Также не всегда удается адекватно оценить свои ресурсы и их достаточность для конкретного объема умственной нагрузки. В результате, опять же, растет уровень тревожности, который влияет на общее самочувствие и мотивацию продолжать обучение.

Проблема тревожности в том, что она может ухудшать когнитивные функции мозга — мышление, память, восприятие и обработку информации, из-за чего качество обучения падает. Исследования показывают, что тяжелая тревожность (и не обязательно в отношении обучения) ухудшает память и снижает успеваемость студентов.

Однако все зависит от степени тревожности и ее длительности — идет ли речь о состоянии или о расстройстве, а также от индивидуальных особенностей человека. Потому для эффективного обучения важно уметь работать со своей психикой.

1. ЭКЗАМЕНЫ И ТЕСТЫ

У многих людей сдача экзаменов и промежуточной аттестации еще со школьных лет ассоциируется со стрессом. Причин масса: высокая и долгая концентрация на повторении изученных тем, которая создает огромную нагрузку на психику и на мозг, а также недостаток сна, смена привычного способа питания на снеки с высоким содержанием сахара, дефицит физической нагрузки и страх не сдать тест.

Фоновую тревожность нередко усугубляет перманентная мысль о последствиях провала, особенно у студентов-перфекционистов. Страх неудачи заставляет усерднее готовиться в ущерб отдыху, что усугубляет общий стресс. А высокий уровень тревожности мешает качественно готовиться к экзамену и сдать его успешно, потому что ухудшает когнитивные функции мозга.

Чтобы с этим справиться, при усиленной умственной нагрузке и особенно в период экзаменов важно не отказываться от здоровых привычек

Нужно уделять больше внимания физическому состоянию — как минимум обеспечивать себе достаточное количество сна, чтобы поддерживать гормональную систему в норме. Это снизит уровень кортизола (гормона стресса) и поможет проще переносить стрессовую нагрузку.

Также важно бывать на свежем воздухе после пробуждения и делать легкую разминку — хотя бы 10 минут в день. Не стоит злоупотреблять количеством выпитого кофе: с утра он может бодрить, а вот вечером уже будет влиять негативно на нервную систему и усиливать тревожность.

От идеи учиться без перерывов с утра и до ночи лучше отказаться: как говорят психотерапевты, мозг не может быть постоянно включен. Для него критически важно бездействие. Так что повторение материала лучше чередовать с переключением внимания на другой вид деятельности — в идеале, не соцсети листать или ролики на YouTube включать, а идти двигаться. То есть сменять умственную активность на физическую.

2. ДЕДЛАЙНЫ

Реализация учебного проекта с нуля — это отличная возможность почувствовать себя уже действующим специалистом. К окончанию срока от студентов будут ждать воплощенную идею с работающим функционалом, а это значит, что к определенному моменту все части проекта должны стать частью целого. Как показывает практика, именно в последние дни перед показом проектов происходят поломки. Такая ситуация вызывает сильные переживания и волнения. Если же проект командный, то тревожность развивается сразу у большинства участников, что еще сильнее влияет на общий настрой. В данном случае возможны две стратегии. 

Заранее позаботиться о грамотном планировании и строгом тайм-менеджменте

Заложить достаточно времени на подготовку к дедлайнам и исправление возможных проблем. Когда есть пространство для маневра, появляется чувство владения ситуацией и тревожность снижается.

Если дедлайн уже подкрался и планировать что-либо становится невозможно, нужен командный мозговой штурм

Важно распределить роли внутри команды и опираться на игрока «с холодной головой». Можно обратиться за помощью к коллегам и преподавателям.

Но главное — отпустить результат, который ожидался ранее, и сосредоточиться на том, где сейчас можно внести изменения. В стрессовой ситуации человек приобретает навыки критического мышления, и бывает, что это помогает ему увидеть другое решение, которое становится более эффективным, чем первоначальное.

3. НЕУДАЧИ

Тревожность может нарастать, если студент не справился с материалом и на данный момент не показал необходимого минимума для продолжения программы. В такой ситуации организаторы образовательного проекта могут предложить ему пройти программу повторно или посвятить время самостоятельной работе над ошибками.

Чаще всего к этому времени уже потрачено много усилий на неудачную попытку сдать задание, человек потратил ресурсы, эмоционально и физически опустошен. И добивает его стресс от провала. По этой причине желательно сначала отвести себе ограниченное время на восстановление, а уже потом сформировать календарь с необходимыми занятиями и четкими дедлайнами по ним.

Полученный негативный опыт может снижать мотивацию и веру в собственные силы, возможно возникновение прокрастинации: психика пытается защититься от новых неудач. Чтобы с этим справиться, важно максимально упростить процесс обучения — например, разбивать сложные и крупные задачи на более мелкие. Тогда каждая сделанная задача будет приносить чувство удовлетворение, вера в себя и свои силы — увеличиваться, а тревожность — снижаться.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Первое и главное — принять факт тревожности и начать искать ее причины. Это может быть предыдущий негативный опыт, сложности с усвоением материала и страх провала, зацикленность на провале (иногда безосновательно) и так далее. А после нужно начать работать с этими причинами.

Если проблема в страхе провала на тестах, важно найти пробелы в своих знаниях. Если тревожность связана с опасением выглядеть глупо среди других студентов, нужно принять то, что не знать все в образовательной программе — нормально. Если тревожность возникает из-за трудностей в освоении программы, старайтесь разбивать материал и задачи на мелкие кусочки. 

Также важно позаботиться о ментальном здоровье в глобальном смысле

Четко распланировать свой день и распределение учебы и отдыха. Уделять больше времени физической активности — исследования неоднократно показали, что она положительно влияет не только на ментальное здоровье (снижает тревожность, напряжение, фобии), но и на когнитивные функции мозга.

Лучший результат дает аэробная нагрузка, поэтому есть возможность — отправляйтесь на прогулку в быстром темпе, на пробежку, покататься на велосипеде, поплавать, потанцевать, попрыгать. Также на пользу пойдет йога и другие нагрузки, сочетающие физическую активность и дыхание — в идеале уделить этому не меньше 30 минут. Но если не получается провести полноценную тренировку, делайте аэробную активность короткой разминкой между периодами обучения.

Полностью подавить тревожность с высокой вероятностью не получится. Легкий стресс — естественное состояние для любого обучения. Важно лишь снизить тревожность до того уровня, когда она не блокирует работу мозга и не мешает усваивать материал.

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Останні новини

Нейтральна Австрія не виключає можливість долучення до миротворчої місії в Україні

0 комментариев Читать всю статью

Ми в соцмережах



Наші партнери

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
News.ua