News.ua


Освещение в супермаркете: современный подход, цены, ответственные специалисты

Июль 18
14:37 2024

Качественный свет — очень важный момент в розничной торговле. Именно освещение задает тон торговому залу, помогает сформировать нужную атмосферу в магазине или супермаркете, способствует эффективной презентации товаров и стимулирует их продажи. В условиях частых отключений электроэнергии в Украине, кажется, что вопросы света отходят на второй план, но благодаря светодиодным технологиям даже несколько видов освещения — основное, вспомогательное, зональное — все равно необходимость (которая, между прочим, не предполагает больших эксплуатационных затрат).

Класс супермаркет

Действительно ли освещение столь важно для наших ритейлеров сегодня? Если, да, то почему? Какие решения в освещения нужны практически любому магазину или супермаркету? Каких ошибок стоит избегать при организации света в торговом зале? На эти и другие вопросы нам помогут отвечать эксперты и представители успешной харьковской сети супермаркетов «КЛАСС».

Как свет влияет на розничную торговлю?

Сегодня среднестатистический украинец при покупке продуктовых товаров уже не является постоянным клиентом какого-то одного магазина или супермаркета. Он может регулярно посещать 5-6 разных точек продаж. Чтобы завтра одного ритейлера не предпочли другому, мало только лишь заманчивых ценников и частых распродаж. Посетителям нужен комфорт, а его среди прочего способен обеспечить хороший свет.

Как отмечают в сети «КЛАСС», около 10 лет назад выигрышные световые решения были важны только для представителей сферы fashion, то есть продавцов одежды и обуви. Сегодня подобная практика распространилась на весь ритейл. То есть даже продуктовый супермаркет должен задумываться, насколько эффективно его освещение и каким образом сделать его лучше, чем у конкурентов.

Свет и психология тесно переплетены. Для опытных специалистов светотехников известно, как освещение может увеличивать средний чек, создавать более спокойную обстановку, которая замедляет клиента и подталкивает к выбору большего количества товаров. Так, если речь идет о достаточно дорогих продуктах (например, премиальных мясных изделиях или элитном алкоголе), покупателю надо больше времени на отработку имеющихся возражений. В такой ситуации свет должен помогать продавцу. И это действительно работает на практике, ведь за счет грамотных световых решений товарооборот магазина или супермаркета может повышаться до +20%.

Имеются даже реальные кейсы в подтверждение: в магазине на время отключали правильный свет на мясной витрине, после чего продажи свежего мяса проседали приблизительно на 15-18%.

Освещение — это первое впечатление

Свет для сетей розничной торговли — это прежде всего первое впечатление, которое производится на клиента. Понятное дело, что яркая вывеска, по возможности стеклянный фасад со светящимися торговым залом, архитектурная подсветка — явно лучше, чем отсутствие всего этого.

Конечно же, война и фактор экономии энергетических ресурсов накладывают свои отпечатки, убеждены в сети «КЛАСС». Сейчас перебор подсветки и света может играть в минус (например, репутационный — когда клиент, считает, что сеть не пытается экономить), но в любом случае светлый магазин с акцентами на товарах — это Must have.

Понятное дело, что магазин у дома может применять более простые решения, например, достаточно банальные прямоугольные светильники, встроенные в потолок. Но даже в такой ситуации можно создать небольшое конкурентное преимущество, например, за счет дизайнерских фишек в виде окрашенного потолка в какой-то другой — не белый — цвет.

Главные световые решения в супермаркете

Базовые правила освещения для ритейлеров уже не являются чем-то секретным и неизведанным. Допустим, почти любая продуктовая сеть знает, что мясную витрину лучше подсвечивать с использованием ламп с красным фильтром. Так мякоть смотрится сочнее и привлекательнее. А вот для выкладки рыбы на льду предпочтительнее синий спектр света. Соответственно, сыру и хлебобулочным изделиям подойдут светильники с желтым свечением, благодаря которому выпечка выглядит более аппетитно. Аналогично для категории фреш (овощей и фруктов) рекомендовано освещение с зеленым или оранжевым фильтром.

Помимо этого свет позволяет расставлять акценты, рассказывают в сети «КЛАСС». Точечные светильники направляются на товар и буквально демонстрируют его в выигрышном свете, убирая взор клиентов со всего второстепенного — упаковочных материалов, стеллажей и т.д.

Сколько стоит хорошее освещение для ритейла, кто его настраивает?

Качественное освещение в супермаркетах и магазинах — солидная статья затрат. Конкретные цифры называть крайне проблематично, ведь тут многое зависит от площади торгового зала, позиционирования объекта и т.д. В целом, как отмечают в сети «КЛАСС», для большого супермаркета и гипермаркета на стоимость освещения может приходиться приблизительно 5% от доли всех затрат на строительство и ремонт. В некоторых случаях показатели могут достигать и 10%, в особенности если приводить их с учетом издержек на свет для парковки и фасада.

Конечно же, нужно учитывать и статус магазина. Так, для розничных объектов, которые относятся к бюджетному (или социальному) сегменту допустимо тратить меньше, то есть доля затрат на свет может быть около 2-4%. В случае с магазинами премиальному уровня, наоборот, приветствуются неординарные световые решения, дизайнерские светильники или даже продукция, выполненная по индивидуальному заказу. Соответственно, и затраты могут быть даже выше 10% от всех издержек на строительство и ремонт. Правда, не на много, ведь отделочные материалы в данном случае тоже используются высококлассные.

Проект освещения может быть типовым (общим) — для всех магазинов торговой сети или разрабатываться индивидуально. В последнем случае издержки повышаются, как и требования к специалистам, которые все просчитывают и предлагают. Еще один важный момент — это настройка освещения. Как правило, держать светотехников в штате — это необязательная роскошь, то есть дорогое удовольствие. Оптимальный вариант — совмещение, когда, например, специалист по закупкам разбирается и в вопросе освещения. Если таких кадров нет, то на этапе реализации проекта точно нужно привлекать подрядчиков — отдельного специалиста или профильную фирму, которая выполнит все настройки и даже обучит представителей ритейлера.

Освещение в условиях отключений электроэнергии

Периодические отключения света из-за сложной ситуации в энергосистеме Украины, конечно же, сильно влияют на работу ритейлеров в целом. Но критической проблемой для освещения объектов розничной торговли они стать не должны. Почему? Потому что в подавляющем большинстве украинских магазинов и супермаркетов используется энергоэффективное светодиодное оборудование, подчеркивают представители харьковской сети «КЛАСС». То есть отключать основной свет или различные зональные подсветки в целях экономии нужно будет только тем ритейлерам, которые до сих пор используют морально устаревшие, расточительные технологии, то есть светильники на базе ламп накаливания.

Конечно же, при аварийных ситуациях и/или длительных блэкаутах (если не ясно, когда электричество появится), вполне целесообразно временно отключить дополнительное освещение. При таком форс-мажоре главное — это стабильная работа холодильного оборудования и базовая функция освещения — безопасность, а выгодная презентация полок, стеллажей и товаров может отходить на второй план.

Каких ошибок с освещением надо избегать ритейлерам?

Логично, что свет в торговом зале может как манить клиентов, стимулировать продажи и увеличивать средний чек, так и оказывать обратный, то есть негативный эффект и мешать торговым сетям. В нынешних условиях ключевые проблемы с освещением не всегда очевидны и уж точно не связаны с банальным дефицитом количества и яркости светильников.

К довольно распространенным ошибкам, которых стоит избегать ритейлерам, относится следующее:

  1. Неравномерное и/или явно лишнее освещение на торговых стеллажах. Допустим, если свет настроен с ошибками, то часть товара оказывается в тени и посетители сталкиваются с дополнительными сложностями при поиске нужных им единиц. Кроме того свет может быть уж слишком ярким, в таком случае он буквально «заливает» товар и вся продукция выглядит как общая масса. Обе ошибки чаще всего выливаются в падение продаж.
  2. Мало света у так называемой «золотой полки». Нередко общая освещенность в торговом зале нареканий не вызывает, то есть недостатки нет. А вот лучшее место для выкладки оказывается несколько обделенным и не подсвечивается должным образом. В результате отдача от «золотой полки» будет ниже, чем хотелось бы и ритейлеру, и поставщикам, убеждены в сети супермаркетов «КЛАСС».
  3. Неправильный подбор оптики для осветительных приборов. Типичный пример — это использование узконаправленного света в тех местах, где луч должен быть рассеянным и покрывать достаточно большое пространство. В результате такой ошибки возникают темные участки на полках, которые не освещены так, как этого требуют нормы.
  4. Несоответствие цветовых температур. Правильный спектр цвета крайне важен для успешной торговли. Так, если цветовая температура подобрана удачно, то товары будут смотреться выигрышно и даже более привлекательно, чем есть на самом деле. А такая удачная презентация, конечно же, выгодна для продавца. Вместе с тем неправильный спектр цвета может навредить, вплоть до того, что грамотно продуманная распродажа не даст результатов, а значит, работа маркетологов окажется тщетной.
  5. Непрофессиональный выбор освещения — без плана, расчетов, консультаций со специалистами. Если выбирать светильники и другие профильные приборы только с позиции «красиво или некрасиво» или по иным поверхностным критериям, то многократно повышается риск ошибок, описанных выше.

В качестве выводов

В завершении хочется привести слова экспертов о том, что сегодня правильное освещение для магазинов и супермаркетов начинается даже вне торгового зала. Иными словами ритейлерам надо заниматься вопросами света комплексно, уделяя внимание и фасаду, и подсветке вывесок, и освещению парковок. Такой подход, как отмечают в сети «КЛАСС», позволяет переосмыслить свет, как таковой: он перестает быть сугубо техническим аспектом, а превращается в важнейший элемент брендинга.

Больше внимания освещению уже в ближайшее время придется уделять и представителям онлайн-торговли с физическими точками выдачи. Специалисты убеждены, что правильный свет в тех же примерочных — это действительно важно, а если системно подходить к данному вопросу, то в виде отдачи можно рассчитывать на снижение частоты возвратов товаров.

Share

Статьи по теме







0 Комментариев

Хотите быть первым?

Еще никто не комментировал данный материал.

Написать комментарий

Комментировать

Залишаючи свій коментар, пам'ятайте, що зміст та тональність вашого повідомлення можуть зачіпати почуття реальних людей, що безпосередньо чи опосередковано пов'язані із цією новиною. Виявляйте повагу та толерантність до своїх співрозмовників. Користувачі, які систематично порушують це правило, будуть заблоковані.

Останні новини

Биткоин ожидает рекорда на фоне прогресса в переговорах США и Китая

0 комментариев Читать всю статью

Ми в соцмережах



Наші партнери

UA.TODAY - Украина Сегодня UA.TODAY
News.ua